Педситуация к родительскому собранию «Игра – не забава»
5-летняя Таня, когда играет, разбрасывает игрушки по всей квартире. Однажды мама потребовала от Тани собрать все игрушки (а их было 50 ) и сложить в ящик. Таня отказалась это делать, мать настаивала на своем. Таня расплакалась, пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мама запретила ей это делать. Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей: «Ладно, Танюша, на этот раз тебя простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, в следующий раз уже сама будешь собирать игрушки». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня сама должна была собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.
- Кто поступил правильно?
- Кто допустил ошибки?
Ваши варианты выхода из этой ситуации.
Совет родителям: как поступить в подобной ситуации. Например: ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотации, а вместе с ребенком искали их. Вечером мама вытащила из почтового ящика письмо, в котором игрушки писали, что они ушли. Родители помогли ребенку написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться.
Подумайте над следующими вопросами.
- Проанализируйте, из чего состоит игровое хозяйство Вашего ребенка. Отвечают ли игрушки возрастным особенностям ребенка? Обратите внимание, какова педагогическая ценность игрушек. Все ли игрушки используются в играх детей, в какие игрушки ребенок не играет, понаблюдайте, почему?
- Чем Вы руководствуетесь, приобретая новую игрушку? Всегда ли Ваша покупка педагогически оправдана? Как часто вы покупаете игрушки, как их преподносите? Где и как приучаете их хранить?
- Как Вы играете с ребенком (в какие игры, даете ли какие-нибудь советы в ходе игры, как обогащаете игры малыша, что при этом вызывает затруднение)?
- Что побуждает Вас играть вместе с ребенком (если не играете, почему?), что дает игровое общение с ребенком? Что, по вашему мнению, эта игра дает малышу?
- Как влияете на игры малыша с другими детьми, братом, сестрой?
- Помогает ли Вам игра в воспитании ребенка (если да, то как, если нет – почему)?
- Какую помощь в организации игровой деятельности детей в семье Вы хотели бы получить от педагогов группы?
Игры детей
Хорошо, если Ваш малыш имеет дома не более 5 разных образных игрушек (1-3 куклы, мишка, чебурашка, буратино и т.д.). Если сын не приучен играть с куклой, можно приобрести куклу в образе мальчика, матроса… девочке – куклы разного пола. Отведите ребенку место, удобное для игр, время для игры. Наблюдайте игры малыша, активно включайтесь в них; старайтесь ненавязчиво посоветовать сыну (дочери), во что играть, что можно делать во время игры, взяв на себя игровую роль (например, вы мама, папа, врач и т.д.), помогайте детям в осуществление замысла.
От взрослых зависит, как ребенок будет обращаться с игрушками, изображающих людей, животных, будут ли они его друзьями, партнерами по играм.
Участие взрослого в игре – пример поведения для ребенка.
Игры с куклами, другими образными игрушками при правильном руководстве, помогают малышам приобретать опыт положительных отношений с детьми. Хорошо, если у малыша есть любимая игрушка, с которой он гуляет, играет, разговаривает, делит свои радости и огорчения.
В играх с детьми установите правила обращения с игрушками: каждая образная игрушка должна иметь свое имя, свое место, находиться в естественной позе (стоя, лежа, сидя). Нельзя куклу, мишку, другие игрушки носить за волосы, за ноги, за уши, нельзя бросать их на пол. Приучите ребенка к тому, что, если он нечаянно уронил игрушку, надо поднять ее, пожалеть (если игрушка передает образ человека, животного). Необходимо приучать к правилу: поиграл – положи (посади) игрушку на место.
Правила игры:
- Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.
- Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщений. И еще – удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты, дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т.д. Не обижайте ребенка в игре.
- Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом. Давайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь с все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
- Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
- Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
- Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
- Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
- Увлечение детей приходит «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть), пусть малыш вспомнит о ней. Возращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения.
- Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их сам или предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном месте, но не очень доступном.
- Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом. Давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решение задач, достижения желанной цели.
- Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому – побегать, поиграть в подвижные игры, а слабые этого не любят. Не интересоваться игрой ребенок может по двум причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
- Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полетать под потолок на папиных руках.
- Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.
- Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся дети уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски признать свое поражение. Трудно придумать большую нагрузку ребенку. Не думайте, что Ваш авторитет при этом пострадает.
Памятка о руководстве игрой ребенка в семье.
- Для всестороннего развития ребенка надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Чтобы игры детей были интересны, стремитесь приобретать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребенка.
- Не следует иметь специальные игрушки только для мальчиков или только девочек. Куклам, мишкам и другим животным, игрушкам, изображающих человека или животных, следует подобрать для хранения определенное место отдельно от остальных игрушек, чтобы они были размещены в естественном положении (сидя, стоя).
- Купив новую игрушку, покажите ребенку как с ней играть, подскажите, что каждую игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребенком. Приглашайте по возможности сверстников для совместных игр. Наблюдайте за играми.
- От взрослых зависит, как ребенок будет относиться к игрушкам: любить их, обращаться как со своими друзьями или наоборот, равнодушно.
- Приучайте детей к порядку и бережному отношению к игрушкам. Для хранения игрушек выделяйте ребенку удобную полку или ящик с отделениями, ящик на колесиках. Хорошо, если у сына или дочки есть отдельный уголок.
- Книги, карандаши, пластилин не игрушки. Это учебные пособия, которые надо хранить отдельно.
- Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должны иметь свое место.
- Если игрушек много, их периодически надо менять. Неупотребляемые игрушки временно хранить отдельно.
- С 2-х лет приучайте малыша с вашей помощью наводить порядок в игровом хозяйстве.
- Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от их педагогической (ценности) целесообразности. Соблюдайте чувство меры – обилие игрушек не улучшает детские игры.
- Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребенка (подержать, принести). Это воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.
- Совместные игры взрослого с ребенком не только обогащает игровой опыт детей, но и повышают эмоциональные проявления; взрослым общение с ребенком в игре помогают лучше понять его потребности, интересы, умения, черты характера.
Анкета для родителей: Игра – не забава…
Цель: уточнить условия для содержательной игры ребенка в семье.
- Есть ли отдельный уголок для игры?
- Есть ли место и время для нее?
- Каков набор игрушек и других пособий имеется у ребенка?
- Где и как хранятся игрушки?
- Кто покупает ребенку игрушки?
- Как часто и по какому поводу приобретаются игрушки? Как они преподносятся?
- Часто ли ребенок ломает игрушки и почему?
- Как Вы поступаете, если ребенок сломал игрушку?
- Как Вы понимаете значение игры в жизни ребенка?
- Часто ли Вы играете с детьми? Кто чаще это делает?
- Как Вы оцениваете свое общение с детьми в играх, на занятиях?