Проект «Витаминная кладовая»
1. Введение.............................................................................................................................................................3
2. Пояснительная записка..................................................................................................................................4
3. Гипотеза проекта............................................................................................................................................ 5
4. Цель проекта....................................................................................................................................................5
5. Задачи проекта................................................................................................................................................ 6
6. Актуальность проекта.....................................................................................................................................7
7. План мероприятий по реализации проекта................................................................................................10
8. Список используемой литературы...............................................................................................................18
9. Приложение.......................................................................................................................................................19
10. Фотоматериал.................................................................................................................................................20
В условиях Федеральных государственных образовательных стандартов к образованию предъявляют принципиально новые требования. Результатом образования должно стать его соответствие опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научаться самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами, как летом. Поэтому не только весной, но и осенью ребенку обязательно следует употреблять натуральные продукты.
Здоровье – это то, что мы едим. Пища помогает ребёнку расти, даёт ему необходимую энергию. Поэтому еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда - это, прежде всего свежие овощи, фрукты и ягоды.
Данный проект предназначен для детей средней группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью
Проект удачно вписался в систему работы дошкольного учреждения. Он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, и исходя из детских потребностей и интересов развивают его как личность. Реализуя его, развиваем потребность детей в получении и обсуждении информации о явлениях, событиях, входящих за пределы привычного им ближайшего окружения; закрепляем названия различных овощей и фруктов, обобщаем понятия «овощи» и «фрукты»; знания о пользе овощей и фруктов (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания). Развиваем желание экспериментировать, умение аргументировать свой выбор. Формируем навыки коллективного труда, организаторские способности; воспитываем желание оказать помощь, чувство ответственности за результат коллективной работы; бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами. Воспитываем уважение к труду людей, работающих на земле, в огороде и на приусадебном участке. Развиваем воображение, художественный вкус и творческое мышление. Пополняем и расширяем развивающую среду в группе. Осуществляем подбор информации, игрового материала по данной теме с учетом возрастных особенностей детей; расширяем свой кругозор. Привлекаем родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству. Поощряем совместные занятия детей и родителей; вовлекаем их в воспитательно-образовательный процесс; привлекаем к участию в реализации проекта.
Направленность проекта: Проект предполагает организацию воспитательно-образовательной работы по познавательному развитию. Реализацию задач осуществить через непрерывность воспитательно-образовательного процесса ДОУ, тесную связь с семьей, педагогами-специалистами дошкольного воспитания. Вести учет всех факторов развития личности: микросреды (ДОУ+ семья) и макросреды (государство и общество). Осуществить преемственность ДОУ и семьи. Все это позволит оптимальное решить основную задачу – расширить представления детей среднего возраста об овощах и фруктах, их полезных свойствах. Воспитывать привычку к полезному, здоровому питанию.
ГИПОТЕЗА:
Если мы лучше узнаем о пользе витаминов, в каких продуктах они содержаться, какую приносят пользу,
то вырастем здоровыми и крепкими людьми.
ЦЕЛЬ; Углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на здоровье.
Обогащать знания детей о наличии витаминов в фруктах и овощах, их полезных свойствах.
Активизировать работу с семьёй по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни
· Продолжать формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
· Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
· Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
· , о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
· Учить детей изображать овощи, фрукты и ягоды на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, используя различные способы и средства изображения.
· Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
· Развивать способности к поисковой деятельности:
задачи, исходя из поставленной проблемы;
- планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- умение выбрать материал и способ действия
· Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.
· Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.
Самой актуальной проблемой современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".
Очень важным на сегодняшний день становится формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни.
Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивых взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Так важно дать детям представление о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и иных продуктах питания. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. Недостаток витаминов в пище, особенно в период зимы и весны, негативно сказывается на здоровье . Поэтому в этот период желательно принимать витаминные препараты. Но не все знают какие, как, когда и сколько нужно принимать витаминов. Заботиться о своем здоровье надо начинать с детства.
Проблема:
· отказ от некоторых вид блюд в д/с;
· ношение в детский сад по утрам сладостей;
· недостаточные знания детей о здоровой и вредной пищи.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников, работники ДОУ.
Продолжительность проекта: годовой.
Срок реализации проекта: сентябрь 2014г- май 2015г.
Предполагаемые итоги проекта:
- первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности;
- собранная информация по теме проекта;
-сформированные знания детей о здоровом и правильном питании.
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, информационно- исследовательский.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей:
· развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
· создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
· Дети узнают много нового о витаминах, содержащихся в овощах и их значение для здоровья организма.
· Получены знания о здоровом и правильном питании.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
· Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
· Получение консультаций по вопросам формирования здорового образа жизни.
· Укрепление связей между детским садом и семьёй.
· Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
· Родители грамотно и творчески подойдут к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
· Участники проекта получат ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Занятия по познавательному развитию.
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
5. Выполнение коллажей.
6. Выставка детского творчества.
6. Проведение досугов - развлечений.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий :
здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций,)
информационно-коммуникативные ( презентации, интернет ресурсы)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы;
- информирование родителей о задачах и содержании проекта.
- подготовка оборудования, материалов и инструментов.
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды
- включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
- проведение выставок детского и взрослого творчества.
- вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Организационный:
· Уточнение представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.
· составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
· анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
· создание банка идей и предложений;
· подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
· подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
2 этап. Основной: Теоретический.
· определение задач воспитательно-образовательной работы;
· планирование деятельности педага;
· разделение на творческие группы реализации задуманного;
· объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.
· Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
3 этап. . Практический.
· Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
План реализации проекта:
Этап
Задачи
Форма работы
Деятельность педагогов
Деятельность детей
Сроки
Предполагаемый результат
I
Постановка проблемы, определение задач и путей реализации проекта "Витаминка", составление плана реализации проекта, мотивация детей;
Игровая ситуация «Пришла Маринка Заболейкина»
Сбор дидактического материала.
Дети вживаются в проблему, предлагают пути решения проблемы.
Сентябрь
Систематизировать и оформить собранную информацию в пособия, доступные для восприятия детей дошкольного возраста.
Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о правильном питании (о витаминах).
Беседа
"Что мы знаем о витаминах"
Сбор информации
отвечают на вопросы
Сентябрь
Составление плана работы по данной теме
Консультации для родителей. "О правильном питании и пользе витаминов" "Как приучить ребенка есть овощи и фрукты"«Овощи и фрукты – источник здоровья».
Информационный стенд - консультации
Педагоги находят информационный материал для родителей.
В течении года
Настроить родителей на дальнейшее участие
Рекомендации для родителей «Витаминные заблуждения»
Памятки
информационный материал для рекомендаций
Октябрь
Просвещение родителей
Создание развивающей среды: уголка для сюжетно-ролевых игр «Фруктовое кафе»; «Магазин «Овощи-фрукты»; "Полезный обед для гостей"; дидактических игр.
Атрибуты, муляжи,
обработка информации, подготовка необходимых материалов
Пожелания и предложения детей
В течении года
Помощь и участие родителей
Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей
Методическая литература и интернет ресурсы
Сбор информации
В течении года
Разработка проекта.
II
Уточнение знаний детей о том, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной
Занятие «Витамины укрепляют организм»
Заятие по теме с использова-
нием иллюстративного материала.
Воспринимают информацию, рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы
1 занятие
Декабрь
Дети получили информацию о витаминах, познакомились с полезными продуктами.
Заучивание с детьми пальчиковой гимнастики, развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Салат», "Мы капусту рубим" "У Лариски две редиски"
Показ движений пальчиковой гимнастики, заучивание слов.
Освоение движений.
Октябрь
Дети выучили текст и движения пальчиковой гимнастики.
Уточнение знаний детей о том, в каких продуктах содержатся витамины. Рассматривание иллюстраций
Беседа: "Наши друзья витамины «Имена витаминов», «Где живут витамины», «Осторожные продукты»;
Беседы, игровые ситуации, ситуативный разговор
Показ, объяснение, уточнение. Составление альбома "Витамины А,В,С,Д"
Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.
Сентябрь
Дети расширили представление о продуктах.
Выполнять движения в соответствии с текстом игры; уточнить знания детей о репке как полезном овоще.
Разучивание подвижной игры «Репка»
Объяснение правил игры.
Игровая деятельность.
Ноябрь
Дети научились играть в игру выполняя правила.
Систематизировать знания детей о продуктах, в которых содержатся витамины.
Чтение художественной литературы
Чтение, диалог с детьми.
Воспринимают информацию, учувствуют в беседе.
В течении года
Познакомились с новыми художественными произведениями, расширили кругозор.
Закрепить приемы лепки, освоенные ранее (раскатывать комочки пластилина круговыми движениями; прикреплять пластилиновый шарик к основе, надавливая на него указательным пальцем; развивать мелкую моторику; воспитывать культуру питания.
Занятие по лепке «Что созрело в саду»
Руководство процессом лепки и помощь в ходе него.
Практическая деятельность.
1 занятие
Октябрь
Выставка работ
Продолжать учить рисовать гуашевыми красками полезные для здоровья овощи и фрукты; развивать способность передавать характерные особенности предметов; воспитывать желание употреблять в пищу овощи и фрукты.
Занятие по рисованию «Фрукты на тарелочке»
Руководство процессом рисования и помощь в ходе него.
Практическая деятельность.
1 занятие
сентябрь
Выставка детских работ
Закрепить знания детей о полезных для здоровья продуктов питания.
Дидактическая игра «Магазин полезных продуктов»
Организация игры, постановка задачи перед детьми.
Игровая деятельность.
Февраль
Дети научились играть в игру, поясняя свой выбор.
Воспитывать желание употреблять в пищу овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням., профилактика гриппа
Сюжетно – дидактическая игра «В гостях у мишки»
Объяснение, вопросы, руководство деятельности детей.
Рассуждение, умозаключение, игровая деятельность.
Декабрь
Дети усвоили знания о воздействии витаминов на организм; научились применять полученные знания в игре.
Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и согласованность движений обеих рук.
Аппликация «Овощи на тарелке», «Ваза с фруктами» "Компот"
Руководство процессом аппликации и помощь в ходе него.
Практическая деятельность.
Октябрь-ноябрь
3 занятия
Выставка детских работ
Формировать умение преобразовывать привычные предметы, видеть возможности преобразования. Развивать стремление к конструированию из готовых форм. Развивать интерес к творчеству. Воспитывать интерес к рукотворному миру.
Конструирование «Ягодка» (из бросового материала) .
Руководство процессом и помощь в ходе него.
Практическая деятельность.
Октябрь
1 занятие
Выставка детских работ
Уточнение знаний детей о здоровой и вредной пищи.
Беседа «Здоровая пища»
Объяснение, вопросы.
Рассуждение, умозаключение
Январь
Дети расширили представление о полезных продуктах.
Чтение стихов. Загадывание загадок об овощах, фруктах, ягодах. "Овощи и фрукты- полезные продукты"
Ю. Тувим «Овощи». Н. Ананченко "Компот"
Составление картотеки загадок
Отгадывают загадки, заучивание стихов
В течении года
расширение представлений о пользе овощей и фруктов
Дидактические игры и упражнения:
«Мы считаем» «Угадай-ка» «Веселый повар» «Азбука здоровья»; «Угадай на вкус» «Вершки – корешки»
Дидактические игры и упражнения
Руководство процессом и помощь в ходе него.
Игровая деятельность.
В течении года
Дети расширили представление о полезных продуктах
Развивающие игры:
«Во саду ли, в огороде» «Аскорбинка и ее друзья» "Полезное и не полезное"
Руководство процессом
Самостоятельная деятельность детей
В течении года
Дети усвоили знания о том в каких продуктах содержатся витамины А,В,С,Д
Подвижные игры :
«Собери урожай» (эстафета) «Баба сеяла горох» "Компот и суп"
Руководство играми
Двигательная деятельность детей
В течении года
Научились играть в игры соревновательно-го характера
Музыкально-дидактические игры, игры-хороводы:
«Кабачок», "Есть у нас огород", "Урожай"
Совместное руководство с музыкальным руководителем
Организованная двигательная деятельность детей
В течении года
Расширили и закрепили знания детей
Анкетирование:
"Нужны ли детям витамины?"
Консультация на информационном стенде.
Март
Консультирование родителей по вопросам авитаминоза
Экскурсия на кухню
Подготовка экскурсии
инструктаж детей о правилах поведения на кухне.
Декабрь
Закрепление знаний детей о пользе продуктов для детского растущего организма
Получить объективные данные обследования детей
Встреча с медицинской сестрой МБДОУ
Фиксирование результатов измерений
Измерение роста, веса
Сентябрь,май
2 раза год
Получение антропомитрических исследований
III
Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Огород на подоконнике: "Удивляйся народ - есть у нас огород"
Руководство процессом
Трудовая деятельность
Апрель
Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян, они полезны.
Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Родительское собрание:"Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"
Подборкаи обработка информации, подготовка необходимых материалов
Февраль
Просветительская работа с родителями
Обобщить знания детей о витаминах, находящихся в продуктах, создать праздничное настроение, эмоциональный настрой, доставить детям радость.
Досуг – развлечение « Витамины укрепляют организм»
Руководство ходом досуга.
Участвуют в конкурсах, играют.
Апрель
Дети получили эмоциональный настрой, обобщили знания.
Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего организма.
Коллаж "Витамины на столе"
Руководство процессом, помощь в ходе
Коллективная работа
Апрель
Выставка работы
презентация проекта
Презентация продукта деятельности, результата проекта.
Подготовка к презентации,
презентация.
Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности.
Май
наличие методических материалов и продуктов проекта;
рефлексия, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;
Проект "Витаминка"
Отчет о проделанной работе
знания детей о здоровом питании